On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Администратор форума




ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.22 02:24. Заголовок: Гражданская война на море: бой у Обиточной косы 15 сентября 1920 года.


https://zen.yandex.ru/media/id/5fc6920d9a99037781c35439/grajdanskaia-voina-na-more-boi-u-obitochnoi-kosy-15-sentiabria-1920-goda-62595bbd2fc1bb74cad4c30d

Гражданская война на море: бой у Обиточной косы 15 сентября 1920 года.



Приветствую вас друзья! Несмотря на то, что исход гражданской войны решался на сухопутных фронтах боевые действия на морях и реках также имели место быть. Одно из морских сражений разыгралось, практически, под самый "занавес" Гражданской войны на юге России.


"Бой у Обиточной косы". Художник – Г. В. Горшков

14 сентября 1920 года Русская армия генерала П.Н. Врангеля начала мощное наступление в направлении Донбасса. Для поддержки действий войск 1-й армии генерала А.П. Кутепова на побережье Азовского моря и возможному противодействию советской флотилии, белое командование направило отряд кораблей под командованием капитана 2-го ранга Б. Карпова в составе канонерских лодок "Урал", "Салгир", "Джигит" и "Гайдамак", эсминца "Зоркий", а также двух катеров "Петерель"и "Дмитрий Герой". Во второй половине дня 14 сентября флотилия белых обстреляла порт в Бердянске, в котором, по сведениям агентурной разведки, красные сосредотачивали суда для высадки десанта в Крыму. После этого набега отряд Карпова отошел в район деревни Цареводаровка, где происходила погрузка зерна на грузовые суда и стал на якоря за Обиточной косой.

Получив сообщение о появлении кораблей Врангеля у Бердянска командующий красной Азовской флотилией С. А. Хвицкий вывел в море свои корабли: канонерские лодки "Буденный", "Красная Звезда", "Знамя Социализма" и "Свобода" в сопровождении сторожевых судов "Данай", "Пугачев" и "Пролетарий". Чтобы увеличить скорость движения отряда самая быстроходная канонерка "Знамя Социализма" (развивала 10 узлов) взяла на буксир другую канлодку "Свобода", которая могла выжать лишь четыре узла. В результате эскадренный ход удалось довести до семи узлов. В 19.45 когда отряд подошел к Бердянску, противника здесь уже не было. Получив от берегового поста наблюдения сведения, что белые ушли на запад, Хвицкий, оценив шансы, решил продолжить погоню, ориентируясь по видневшимся горизонте дымам. Ночью советские корабли обогнули длинную Обиточную косу и на рассвете обнаружили за ней стоящие на якорях неприятельские корабли.

15 сентября в 6.40, двигаясь в кильватерном строю, корабли Хвицкого открыли огонь с дистанции в 40 кабельтов, однако не добились ни одного попадания. При этом на большей части красных кораблей стали выходить из строя орудия. Как выяснилось всему виной было низкое качество запальных трубок, приводившее к многочисленным осечкам при стрельбе. Так, к примеру, на флагманской канонерке "Буденный" для производства 38 выстрелов было израсходовано 180 трубок. Кроме того у одного из 130-мм орудий флагмана отказало стреляющее приспособление. Из-за неисправности артиллерии красным кораблям пришлось примерно в 7.30 повернуть на юг и выйти из боя перестроившись в две колонны.



Белые начали спешно сниматься с якоря и, воспользовавшись заминкой с артиллерией у красных стали выстраивать боевую линию. Их корабли стали отвечать огнем и продолжали его вести пока дистанция до целей не увеличилась до 85 кабельтов. В 7.15 на "Урале" вышло из строя одно орудие и белогвардейские корабли прекратили преследование, решив дождаться подкреплений, которые были вызваны по радио. К восьми утра к ним подошли эсминец"Зоркий" и вооруженные ледоколы "Джигит" и "Гайдамак", посланные ранее в дозор на восток.


Ледокол №3, будущая канонерская лодка белых "Джигит"

Немного отвлечемся от хронологии боя и рассмотрим, что представляли собой силы противоборствующих сторон. Наиболее мощными военно-морскими силами располагали белые. Ещё в 1919 году англичане передали в распоряжение Вооруженных Сил Юга России генерала А.И Деникина боевые корабли бывшего русского Черноморского флота, захваченные ими годом ранее в результате интервенции. В составе белого Черноморского флота таким образом оказались линкор, бронепалубный (легкий) крейсер, восемь эсминцев, девять канонерских лодок, три подводные лодки, а также ряд вспомогательных кораблей и судов. В основном все эти силы использовались эпизодически и, как правило, для решения задач по поддержке действовавших на прибрежных направлениях сухопутных частей: высаживали десанты и перевозили войска, оказывали огневую поддержку, ставили минные заграждения. К 1920 году в Черном море белый флот не имел равного себе противника. Однако большинство его кораблей и судов совершенно не подходили для действий в мелководном Азовском море. А ведь именно здесь от флота требовалось проявить максимум активной деятельности и не только обеспечить берега от красных десантов, но и самому произвести ряд десантных операций; для этого требовалось безусловно обладание морем во что бы то ни стало. Командующий белым Черноморским флотом вице-адмирал Ненюков 27 декабря 1919 году отдает приказ о формировании "Отряда судов Азовского моря", в который на первое время вошли канонерские лодки "Терец", "Грозный" и "Георгий" и невооруженные ледоколы: "Гайдамак" и № 1. В дальнейшем нехватка боевых кораблей способных оперировать на мелководье вынуждала превращать в боевые корабли ледоколы, паровые шхуны, шаланды и другие изначально не военные суда. Начальником отряда был назначен капитан 2-го ранга Н. Н. Машуков.

Красным удалось окончательно (первая попытка была в 1918 году) сформировать на Азовском море свои морские силы только после поражения ВСЮР зимой 1919-1920 гг. 28 апреля 1920 года приказом РВСР путем объединения ранее сформированных Мариупольского отряда и Доского и Азовского отрядов Доно-Азовской военной флотилии была сформирована Азовская военная флотилия. Основу ее составляли также вооруженные бывшие гражданские суда. К лету 1920 года в ее составе насчитывалось 6 канонерок, 4 плавбатареи 4 сторожевых катера и 23 вспомогательных судна.


Ледокол №4, будущая канонерская лодка "Знамя Социализма", построен в 1906 г. на судоверфи "Ланге и сын" в Риге специально для работу в Мариупольском порту. Призван по военно-судовой повинности 03.05.1915 г. и вошел в состав плавсредств Севастопольского военного порта. Участвовал в Первой мировой войне. 20.06.1920 г. вошел в состав Азовской флотилии в качестве канонерской лодки. Участвовал в гражданской войне. С 13.06.1920 г. по 13.06.1922 г. имел название "Знамя социализма". 13.06.1922 г. был разоружен, и возвращен Мариупольскому торговому порту. Когда началась Великая Отечественная война был мобилизован и 11.08.1941 г. вошел в состав Азовской флотилии Черноморского флота в качестве канонерской лодки.02 июля1942 г. погиб от ударов германской бомбардировочной авиации в Темрюкском порту.

В 10:25 бой возобновился. Белые получив подкрепление и перестроившись в две колонны пошли на сближение с красными канонерками. Благо превосходство в скорости эскадренного хода позволяло довольно легко это сделать. Назревала артиллерийская дуэль. В совокупности у красных на кораблях было шесть 130-мм, три 102-мм и пять 75-мм орудий, а также четыре 76-мм зенитки и три 57-мм пушки. Вооружение белых оценивалось в пять 152-мм орудий, одно 102- мм, три 75-мм и два 47-мм. Эсминец "Звонкий" в дополнение к двум 75-мм пушкам имел ещё и три торпедных аппарата. Правда торпеды в них отсутствовали.



Советские силы также двигались двумя колоннами: левую, ближайшую к противнику составляли канонерки. В правой держались сторожевые суда. Корабли белых постепенно обгоняли красных. При этом оба соединения двигались в направлении Керченского пролива.


Канонерская лодка "Свобода". Бывшая грунтовочная шаланда «Орна», построена в 1899 г. В мае 1920 г. захвачена в Ейске, 3 июня вступила в строй как КЛ. 4 февраля 1921 г. разоружена и возвращена гражданскому флоту. Потоплена немецкой авиацией 10 апреля 1942 г. в порту Камыш-Бурун.

Когда дистанция между противниками составила 65 кабельтов, началась перестрелка. Белые сосредоточили огонь на шедшей головной канлодке "Буденный". Несмотря на довольно кучную стрельбу, прямых попаданий им добиться так и не удалось, лишь один моряк получил осколочное ранение. Как отмечал сам командующий белым отрядом, с личным составом и, особенно, с подготовленными артиллеристами были большие проблемы:

....наш 2-й отряд Черноморского флота, укомплектованный главным образом сухопутными людьми, не имевшими никакой серьезной подготовки в деле стрельбы на море. Не хватало у нас и морских артиллерийских офицеров: так, на канонерской лодке «Урал» артиллерийским офицером был сухопутный артиллерийский капитан, на "Салгире" — неопытный мичман.
К 11:30, оказавшись впереди советской колонны, белый отряд начал выполнять маневр охвата головы, т.н. "палочка над Т". Но Цусимы не получилось. Советский командир разгадав намерения противника, также начал уклоняться вправо, стараясь держать корабли белых на параллельном курсе. Тем временем на "Буденном" перехватили радиограмму открытым текстом:

"Эскадренному миноносцу атаковать неприятельские суда".
В 10.40 "Звонкий", сделав резкий разворот вправо пошел полным ходом ( мог дать только 12 узлов из-за изношенности машин) на пересечение курса красного отряда. Красный командующий был осведомлен о том, что на белом эсминце нет торпед, и подал сигналы сторожевым судам открыть огонь по миноносцу и перенести на него огонь 102-мм пушек канонерок. В 11 часов, после дуэли с советскими сторожевиками, эсминец отвернул вправо и на большой скорости вышел из боя. Возможно, будь на эсминце торпеды, его маневр мог бы радикально переломить ход боя, а так вышла лишь "психическая атака".


Эсминец "Звонкий". Вступил в строй в августе 1907 года. В годы Первой мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес блокадную службу у берегов Турции и Румынии, оказывал артиллерийскую поддержку приморским флангам армии в районе Батума, выставлял мины у пролива Босфор, высаживал разведывательно-диверсионные группы. При эвакуации белых из Севастополя был уведен в Стамбул а затем в Бизерту, где в 1930-х был разобран на металлолом.

В полдень, когда расстояние между противниками сократилось до 30 каб, канонерская лодка "Знамя Социализма" получила прямое попадание: шестидюймовый снаряд прошел насквозь, перебив паропровод. Были ранены и контужены трое моряков, включая стармеха. Лодка лишилась хода и выкатилась из строя, а шедшей у нее на буксире "Свободе" пришлось срочно обрубить буксирный канат. Однако пробоины на "Знамени Социализма" были оперативно заделаны, лодку взяла на буксир "Красная Звезда", а раненых моряков перенесли на сторожевик "Данай", откуда взамен приняли механика.

Скорость советской колонны упала до 2 узлов, но бой продолжался. В 12.45 130-мм снаряд с "Красной Звезды" (по данным белых - два снаряда) попал в районе ватерлинии в кормовую часть "Салгира", шедшего в колонне белых судов вторым. Канонерка окуталась паром, потеряла ход и стала заметно оседать на корму, одновременно кренясь на левый борт. К ней подошел флагманский "Урал" и начал снимать команду. Во время этого он сам попал под сосредоточенный огонь противника. Не успев снять весь экипаж, "Урал" дал полный ход и вышел из боя. В районе часа дня "Салгир" затонул.


Канонерская лодка белых "Салгир" - единственный потопленный корабль в бою у Обиточной косы. Бывшая паровая шхуна (самоходная баржа) "Адольф", построенная в 1910 году. В годы Первой мировой войны была мобилизована и служила в качестве тральщика Т-260. Её остов до сих пор находится на дне Азовского моря.

После этого красные канонерки перенесли огонь на "Гайдамак". Было замечено одно близкое падение снаряда, после которого белая канонерка отвернула в сторону, но затем вернулась на прежний курс, ведя огонь из кормового орудия. К 13.30, когда на юге уже открылся мыс Казантип, бой прекратился: белая эскадра, увеличив скорость, легко оторвалась от красных и легла курсом на Керчь. В это же время навстречу ей из Керчи было наконец-то выслано подкрепление – нефтяной эсминец "Беспокойный" и канонерка "Страж". На выходе из пролива "Беспокойный" подорвался на двух минах, выставленных незадолго до того с красных катеров-истребителей, и повредил один из винтов. Командир эсминца, оценив повреждения, принял решение вернуться в базу.

Красный отряд примерно в 14.30 также развернулся на норд-ост и направился в Мариуполь. Попутно подобрали из воды нескольких пленных - старшего штурмана лейтенанта Олтаржевского, сигнальщика и кочегара, которые все это время держались за торчавшую из воды мачту "Салгира". К этому времени на "Знамени Социализма" удалось исправить машину. По приказанию Свицкого все корабли были соединены буксирными канатами, благодаря чему удалось довести эскадренный ход до 3 узлов. В таком виде утром 16 сентября советское соединение вернулось в Мариуполь.

После боя у Обиточной косы белый флот утратил господство в северной части Азовского моря, что в итоге негативно сказалось на действиях сухопутных частей лишившихся поддержки с моря. Белые, надо сказать, довольно высоко оценили как численность корабельного состава советской флотилии, так и подготовку красных моряков, особенно артиллеристов. Однако командование красных, также сделало выводы: тихоходность малоприспособленных для морских сражений импровизированных канонерок могла стать в следующий раз причиной их гибели в бою с кораблями противника, который, пользуясь преимуществом в скорости, мог навязать им бой на своих условиях. Поэтому красные до самого конца боевых действий не искали встреч с белым флотом в открытом бою, усиленным после сражения полноценными боевыми кораблями.

Сами белые не считали последствия боя катастрофическими. Командовавший белой флотилией кавторанг Б. Карпов говоря об итогах боя у Обиточной косы, несмотря на потери в корабельном составе, считал его победой:

Тактически это была несомненная победа, так как благодаря этому бою, хотя и нерешительному, были спасены многочисленные транспорты, которые грузились под нашей защитой зерном у Цареводаровки и в Геническе. Задание, данное флоту, опять было выполнено, несмотря на очень тяжёлые условия, и главное командование получило теперь зерно, а значит, и хлеб для армии, и деньги для снаряжения, так как иностранцы давали его нам не даром.
Последовали и оргвыводы в белых штабах: Машуков был отстранен от руководства Азовским отрядом и заменен прибывшим с Дальнего Востока капитаном 1-го ранга М. А. Беренсом. Отряд был усилен нефтяными эсминцами "Дерзкий" и "Беспокойный", а старые миноносцы снабдили торпедами. Транспортам со столь драгоценным зерном, которое для белых являлось основной "валютой", стали придавать эскорт из боевых кораблей. Однако, судя по итогу крымской кампании 1920 года, предпринятые белыми меры уже ни на что повлиять не смогли. Исход войны решился на суше.

Источники: Гражданская война и военная интервенция в СССР (энциклопедия), Бутаков Г. А. "Бой у косы Обиточной", Б. Карпов. "Краткий очерк действий белого флота в Азовском море в 1920 году", ГШ ВМФ "Морской Атлас. Том III. Часть вторая".

Мы былого не жалеем,
Царь нам не кумир.
Мы одну мечту лелеем:
Дать России мир.
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 40
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет