On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.08 00:58. Заголовок: Карпаторуссы


Вот два интересных документа о карпаторусском полку.
Много у нас пишут об атаке дивизии Пиккета под Геттисбергом, а тут, даже не "психическая атака", а настоящая бойня. Это бои в Тобольской операции, осень 1919 г.
Может быть у кого будут подробности по этому формированию.


Торжество карпаторуссов.
12 октября состоялись торжественные проводы целого полка добровольцев – карпаторуссов на фронт. Торжество началось накануне, в центральном комитете карпаторуссов, где происходило собрание по поводу прибивки знамени к древку.
Знамя карпаторуссов очень красивое, художественно исполненное: на одной стороне его изображена икона Почаевской Божией Матери, покровительницы карпаторуссов, на другой лев, берущий приступом гору – символ силы и крепости народа, целых шесть веков неустанно боровшегося за свою самостоятельность с германизмом и католицизмом.
В воскресенье, в 12 часов дня, после обедни в кафедральном соборе, крестный ход из собора вышел на Сенатскую площадь, где в это время уже выстроен был полк карпаторуссов в виде четырехугольника. Преосвященный Сильвестр отслужил молебен, во время которого было освящено и окроплено святой водой знамя, которое держал коленопреклоненный командир полка. После этого доктор Копыстянский прочел грамоту по поводу образования 1-го стрелкового карпаторусского полка, которая заканчивается выражением уверенности, что «ныне настал момент, когда можно надеяться, что карпаторуссы соединятся в одно целое с Великой, Единой, Неделимой Матерью – Родиной Россией».
Затем Архиепископ Сильвестр громко начал читать текст присяги карпаторуссов, а все добровольцы за ним эти слова повторяли. Засим архиепископ Сильвестр все духовенство и делегация обошли ряды добровольцев и архиепископ благословил их. В это время карпаторуссы пели свой национальный гимн.
Молебен кончился, и Главнокомандующий генерал Дитерихс сказал полку приветственное слово, покрытое долго несмолкаемым «Ура». Генерал Дитерихс поздравил командира полка, расцеловал его и перекрестил. Затем генерал Дитерихс принял парад.
На торжестве присутствовали министры и очень много публики.

Русское Дело. Омск, № 8, 14 октября 1919 г.

И вот - продолжение...


За Русь.
(Карпаторусский полк в бою).
«Правда светлее солнца».
В Омск прибывают с фронта раненые карпаторуссы и рассказывают картину кровавого боя, вынесенного карпаторусским полком.
19 октября карпаторусский полк выступил на фронт. 21 и 22 октября карпаторуссы шли пешком, делая в день 25-30 верст.
Утром 23-го батальоны встали в 5 часов утра и шли пешком до 10 часов, до деревни З.
Полк выстроился в четыре цепи и в 11 часов утра пошел приступом на село.
Село находилось на пригорке. Наступающим приходилось идти по ровному, открытому месту. Красные установили пулеметы на церкви и на мельнице, на крышах домов и на телегах, и стали поливать цепи пулеметным огнем.
Две версты цепи шли хлебами. Падали убитые и раненые, но солдаты и офицеры шли дружно и даже весело, подбадривая друг друга.
- Не робейте, братья! Вон и церковь видна. Войдем в деревню, помолимся Богу, - говорили солдаты.
Пулям не кланялись, на ходу не ложились и не окапывались и шли на приступ стеной.
Младший унтер-офицер Фома Назарук рассказывает:
- Мой сосед, солдат Климюк, был ранен в руку, обливался кровью, но не обращал внимания, шел вперед и все стрелял.
Прапорщик Плеш был ранен в грудь. Солдаты перевязали его, и он опять пошел в бой. Вторая пуля сразила его насмерть.
Последнюю версту пришлось идти прямо в аду. Из 15 офицеров, участвовавших в бою, только 2 остались невредимы.
Убиты офицеры: Малащак, Шемердяк, Петряк, Плеш, остался на поле сражения Фабрик. (тяжело раненый, судьба его неизвестна). Ранены офицеры Шлюзер, Рудяк (ранен в грудь и 12 ран в руке), Резков –ранен в грудь, Пюрков, Луговой.
Солдаты умирали безропотно. Трогательно прощались братья. Капитан Малашак останавливался около раненых, наклонялся к ним, целовал и говорил:
- Не плачь, милый, за Русь страдаешь…
Наша артиллерия стреляла, но снаряды ложились в глубине деревни; большевицкие же пулеметы были расположены впереди.
По словам раненых, бой продолжался с 11 часов утра до позднего вечера.
Прапорщик Луговой разносил патроны под огнем. В первую цепь невозможно было передать.
При полку были митральезы, но два пулемета участвовали в бою не более часа; у одного испортился замок, у другого кончились ленты.
Карпаторусским полком командовал Гамбль, но он выполнял приказ начальника дивизии.
В 5 часов карпаторуссы достигли деревни и отрезали обоз красных. Красные двинули обоз в отступление. Выдвинувшаяся сотня наших казаков захватила этот обоз в 300 телег со снарядами, 2 знамени и др. Об этом сообщалось в газетах.
В 5 ½ часов вечера начальник дивизии дал приказ отступать. Но этот приказ нельзя было передать в первую цепь, уже ворвавшуюся в деревню и ударившую в штыки.
Тут произошла трагическая гибель офицера Петряка и многих солдат. Красные стали махать белыми платками и подпустив Петряка с его ротой на несколько шагов, открыли пулеметный огонь в упор. Некоторые были перерезаны пулями пополам. Петряка же красные подняли на штыки и замучили.
В бою принимали участие и юнкера.
Ворвавшаяся в деревню первая цепь карпаторуссов, человек 20-40 была окружена и взята в плен. Тут же красные раздели пленных и одевшись в их светлые шинели, продолжали стрелять в наступавших карпаторуссов.
Казаки, увидя, что левая цепь карпаторуссов поредела, что все поле было усеяно убитыми и ранеными, решили пойти на выручку и двинулись с левого фланга.
Но красные открыли по казакам ураганный пулеметный огонь слева, и казаки принуждены были вернуться.
С 11 часов утра до 9 часов вечера шел бой.
Более 300 раненых карпаторуссов и много убитых легли в этом бою, засвидетельствовав стойкость и преданность России карпаторусского полка.

Сибирская речь, № 246, Омск, 9 ноября 1919 г.


Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 All [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 10:11. Заголовок: Думаю, что несколько..


Думаю, что несколько сотен штампованных кокард принятого образца могли изготовить без особых проблем. Ведь, изготовили, например, дроздовцы для себя в Харькове в 1919 г. медали "Поход Дроздовцев"... Да, и в брошюре говориттся прямо: "Кокарды, которые носят наши солдаты на фуражках...". Значит, все-таки, носили.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 10:59. Заголовок: Интересный вопрос ещ..


Интересный вопрос еще с обмундированием:в "Карпаторусском вестнике" указывается на русское,А.Каревский считает,что использовалось и британское,тем более,что на заключительных этапах все новые части получали полный комплект британского обмундирования и снаряжения.Думаю,что было комбинированное:снарядили как могли.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 01:35. Заголовок: Специальных сведений..


Специальных сведений об униформе там нет. есть вот только рисунок ч/б где карпаторусс (в полевой униформе русского образца, в фуражке с погонами к.р.) беседует с казаком. Есть еще аналогичный рисунок где карпаторусс в форме, похожей на сербскую беседует с типичным карпатским крестьянином (в шляпе, около плуга)
Газеты смотрел в Научной библиотеке ГА РФ. Там за 1919 год еженедельная газета "Карпаторусское слово" (не "вестник", прошу прощения). Там почти все номера с января по октябрь 1919 г. Издавалась Центральным Карпаторусским Советом в Омске. Содержание, главным образом "общественно-политическое", отражающее возрождение славянства под защитой антибольшевистской (Белой) России. Катехизис добровольца-карпаторусса публиковался и в газете и в отдельной брошюре в форме вопрос-ответ. Но там 95% информации - освобождение карпаторуссов от австро-немецкого "ига" и национальное возрождение в составе России. А по униформе только один этот вопрос и ответ на него. Пока больше не встречал. На 1-й странице части номеров - Карпатский всадник - богатырь.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 02:45. Заголовок: Уважаемый Василий Жа..


Уважаемый Василий Жанович!Огромное спасибо Вам за материал,скажите,а не сохранилось ли сведений о судьбе описанного знамени карпаторуссов,захватили ли его красные или оно было вывезено в эмиграцию или пропало без следа?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 17:52. Заголовок: У меня нет сейчас по..


У меня нет сейчас под рукой книги Казакова, но можно проверить. В любом случае варианта 2 (оба в том, что оно оказалось у "красных").
1). Возможно музей истории религии и атеизма (туда отправляли т.н. "церковные изображения"), т.е. Казанский собор в Ленинграде (там был музей). Например, фото одного из знамен Дружин Святого Креста в журнале "Воинствующий безбожник" было опубликовано.
2). Музей Вооруженных сил. В ЦМВС было и есть много знамен в том числе и сибирских. Причем попасть они могли сюда и после 1920 г. и после 1945 г.
Есть еще, конечно, вариант, что оно было уничтожено или вывезено за рубеж и потом вернулось в Украину.
Но я лично указаний на его судьбу в Украине не встречал.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 19:28. Заголовок: Уважаемый Василий Жа..


Уважаемый Василий Жанович!Насчет знамен в ЦМВС знал,так как пытался отследить судьбу знамен сибирских частей,но о том,что у карпаторуссов было свое знамя узнал впервые,если будет возможность,взгляните,пожалуйста,в книге,может есть все-таки хоть что-то о судьбе знамени.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 03:44. Заголовок: Казакова просмотрел...


Казакова просмотрел. По его описаниям выходит, что знамена удалось вывезти в Китай только тех частей, которые были в Забайкалье в 1920 г. Карпаторуссы до Байкала не дошли. Так что весьма вероятно, что знамя осталось в России. Если, конечно, не уничтожили. Можно предположить его наличие в фондах бывшего музея религии и атеизма (как и знамени Дружины Святого Креста). Но это нужно уже Питер запрашивать.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.09 20:05. Заголовок: Да,вопрос остается о..


Да,вопрос остается открытым,может быть где-нибудь всплывут какие-то документы,воспоминания.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.09 06:26. Заголовок: Contact needed


Олег, очень интересные информации. Можеш мне послать мейль? Богдан bhorbal@nypl.org

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 20.11.09 20:41. Заголовок: Contact needed


Олег Олег, очень интересные информации. Можеш мне послать мейль? Богдан bhorbal@nypl.org


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.13 13:46. Заголовок: В.Г. Хандорин "..


В.Г. Хандорин
"Карпаторуссы в Белом движении"
Из истории национального движения карпаторуссов (русин).




Статья доктора исторических наук Владимира Геннадиевича Хандорина посвящена исследованию пророссийского направления в национальном движении карпаторуссов (русин) периода Гражданской войны в России. Освещая попутно зарождение данного направления и его противостояние украинскому националистическому течению в условиях Австро-Венгерской монархии, статья обосновывает идейную близость его Белому движению в России и раскрывает на архивных документах факты их активного взаимодействия.



Примечательную страницу в истории украинско-русских отношений составляет борьба русинского (карпаторусского) народа за воссоединение с Россией в период Гражданской войны. 12 декабря 1918 г. собрание карпаторуссов в Киеве вынесло резолюцию: «Прикарпатская (то есть Галицкая, Буковинская и Угорская) Русь составляет в историческом и национально-этнографическом отношении искони русский край... огромное большинство карпаторусского населения всегда считало и ныне считает себя русским». В связи с этим собрание высказалось «за присоединение всей этнографической территории Прикарпатской Руси к вновь объединяющейся единой и неделимой России (здесь и далее выделено мной – В.Х.)» [7. Лл. 7об–8].

Примечательно, что национальную Россию карпаторуссы видели в лице белогвардейских правительств А.В. Колчака и А.И. Деникина, а не революционно-интернационального Советского правительства, начертавшего на своих знаменах «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». 12 февраля 1919 г. уполномоченный Русского исполнительного комитета во Львове (сформированного 24 ноября 1918 г., вскоре после капитуляции Германии и распада Австро-Венгрии) доктор прав Э.М. Вальницкий сообщал Российскому правительству адмирала А.В. Колчака, что в Одессе ведутся переговоры с английским и французским командованием и с Добровольческой армией о формировании отряда из находившихся в плену в Италии карпаторуссов. «Галицко-русское общество» в Одессе во главе с графом В. Бобринским приветствовало Колчака как Верховного правителя России. По словам Вальницкого, «громадное большинство русского населения Восточной Галичины, Лемковщины, Угорской Руси и Буковины... ждет только возможности свергнуть ненавистное иго румын (в Буковине), поляков (в Лемковщине) и украинских мазепинцев (в Восточной Галиции) и объединиться, как это было со времени Святого Владимира до 1340 г., со всем русским народом» [6. Л. 2]. По официальной австрийской статистике, в 1910 г. на территории Австро-Венгерской империи проживали 4,1 млн. русин, все – на востоке и юго-западе Галиции, северо-западе Буковины и севере Венгрии (Угорская Русь) [1. Л. 25].

В Омске также был сформирован Центральный карпаторусский совет из представителей русин, проживавших на востоке России. В начале работы Версальской мирной конференции, завершившей Первую мировую войну, этот совет вручил французскому «высокому комиссару» Реньо адресованную президенту Французской республики Р. Пуанкаре декларацию, в которой, в частности, говорилось: «Несмотря на шестивековую политическую обособленность от России, население Прикарпатской Руси /Галицкой, Буковинской и Угорской Руси/ в беспрерывной тяжелой борьбе отстояло свой национальный русский облик вплоть до наших дней... Многочисленные процессы о государственной измене (до 1918 г. Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии – В.Х.), как, например, процесс Ольги Грабарь в 1882 г., Мармарош-Сиготский процесс о[тца] Алексея Кабалюка и 93 угрорусских крестьян в 1913 г. и Львовский процесс Бендасюка и товарищей в 1914 г., не только не запугали население, но перед всем миром засвидетельствовали о живучести русской национальной идеи в пределах Прикарпатской Руси. С самого начала нынешней войны австро-венгерские власти ввели в стране беспощадный террор... По беспристрастным заявлениям чешских и польских депутатов в июньских заседаниях Венского парламента, свыше 30 тысяч карпатороссов повешены и расстреляны за исповедуемую ими русскую идею... Когда в 1915 г. богатырская русская армия из-за отсутствия снарядов вынуждена была отступить из пределов Галиции, тысячи карпатороссов покинули свой кров и свои насиженные места и, найдя убежище в родной России, приняли живое участие в борьбе против общего врага – Австро-Германии. Они поступили добровольцами в русскую армию, в чешские и сербские воинские части... Центральный карпаторусский совет заявляет, что мирное культурно-национальное развитие Прикарпатской Руси возможно только в пределах Российского государства, с предоставлением населению областной автономии... В момент величайшего счастья Франции, освободившей Эльзас-Лотарингию от тяжелого германского гнета, Центральный карпаторусский совет просит Вас, господин Президент, выслушать голос забытой и забитой Прикарпатской Руси /Галицкой, Буковинской и Угорской Руси/ и дать ей возможность воссоединиться с родной великой Россией» [3. Лл. 4–5].

В более развернутом виде позиция прорусски настроенных русин была высказана в докладной записке Центрального карпаторусского совета, поступившей еще накануне колчаковского переворота в Министерство иностранных дел демократического правительства Директории, 12 ноября 1918 г. В ней заявлялось: «Колыбель русского племени, Прикарпатская Русь /Галичина, Буковина и Угорская Русь/ на протяжении своего тысячелетнего исторического существования всегда самоопределялась как русская земля... Хотя в конце XIV столетия эта страна подпала под чужеземное иго и в течение шести веков лишилась политической связи с остальной Русью, однако за все время своей политической зависимости она не порвала духовной связи с Россией... Население Прикарпатской Руси, в нынешнее время насчитывающее свыше 5 миллионов, принадлежит к малорусской ветви. В Галичине оно исповедует унию, в Буковине православную веру, в северной Венгрии (земли Угорской Руси – В.Х.) шло сильное движение в сторону православия». Далее в документе признается, что Первая мировая война «застала интеллигенцию Прикарпатской Руси разбитой на два друг другу враждебных лагеря», один из которых ориентировался на Россию, другой – на создание независимой объединенной Украины [5. Л. 3–3об].

Далее, в продолжении записки авторы упрекают «старое» (императорское) российское правительство в том, что оно на протяжении XIX века пренебрегало интересами национального воссоединения «малорусского» (украинского) народа под эгидой Российской империи, идя на поводу у австрийской и германской политики, и этим отчасти объясняет успех инспирированной Австро-Венгрией в западноукраинских землях пропаганды украинского сепаратизма, своим острием направленной против России, под властью которой находилась большая часть украинских (малороссийских) земель. Не случайно именно здесь, в Галиции, под патронажем австрийской администрации сформировалась в конце XIX века историком М.С. Грушевским и его последователями идея объединенной «самостийной Украйны» [5. Л. 6], впервые высказанная в 1888 г. немецким философом Гартманом (не скрывавшим, что идея «Украинского королевства» направлена прямо против России). В итоге западноукраинская и русинская интеллигенция раскололась на русофильский и националистический лагеря. Второй поставлял в годы Первой мировой войны кадры добровольцев в австрийскую армию, воевавшую против России, а в годы Гражданской войны – «сечевых стрельцов» в украинское националистическое войско С. Петлюры (составлявших, кстати, единственную боеспособную часть этого войска). Первый же тяготел к России и поставлял кадры в русскую армию, а в годы Гражданской войны – полки добровольцев в белые армии А.И. Деникина и А.В. Колчака (ибо, естественно, безнациональную Советскую республику русины не могли воспринимать как национальную Россию). В докладной записке приводится текст национального гимна русофилов-карпаторуссов, сочиненного ими в годы Первой мировой войны:

Пора, пора за Русь Святую

Идти сынам на бой, ура!

За неделимую, родную

Вставать нам всем давно пора.



Бог нам поможет, Бог всё с нами,

Проснись, народ, на свет взгляни,

Смело ступай отцов следами

И Русь единую храни! [5. Л. 7].

Из русинских добровольцев были сформированы один карпаторусский полк в составе деникинских Вооруженных сил Юга России и один – на колчаковском Восточном фронте. 2-й карпаторусский съезд в Омске 14–15 апреля 1919 г. под председательством доктора А. Копыстянского призвал всех карпаторуссов вступать в армию А.В. Колчака, скромно испрашивая для себя лишь областной автономии в составе России [2. Л. 20об]. Не случайно колчаковский МИД 14 февраля 1919 г. констатировал: «В настоящий момент наиболее близкими для России и по своим симпатиям, и по общим интересам являются карпаторуссы и югославяне» (королевская Югославия была единственным зарубежным государством, де-юре признавшим в мае 1919 г. правительство Колчака в качестве всероссийского и установившим с ним дипломатические отношения), и ходатайствовал перед Совмином об ассигновании на их поддержку 1 млн. 250 тыс. рублей [4. Лл. 2–3].

Впрочем, в дальнейшем сформированный в армии А.В. Колчака Карпаторусский добровольческий полк попал почти в полном составе в плен к красным.

Вместо послесловия остается сказать: в то время русины, считая себя частью «малороссийской» ветви русского народа, не противопоставляли себя ни украинцам, ни русским. Потом наступило «воссоединение» Западной Украины, Закарпатья и Буковины с СССР, сталинская «советизация», и пути галичан («западенцев») и закарпатских русин разошлись. Первые стали цементирующей основой антирусского национализма, отождествляя Россию с СССР. Но после образования «незалежной» Украины с распадом СССР самым примечательным стало то, что закарпатские русины, перестав отождествлять себя с украинцами (они и этнически различаются – галичане испытали влияние поляков, закарпатские русины – мадьяр), стали добиваться автономии в ее рамках, а поскольку киевское правительство им таковую не предоставляет, стали в значительной массе вновь тяготеть к России. Так иронизирует история над сегодняшним украинским национализмом.



Библиографический список:

1. Выписка из официальной сводки населения Австро-Венгрии за 1910 г. // Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. р-176 (Совет министров Российского правительства А.В. Колчака). Оп. 3. Д. 65.

2. Декларация 2-го карпаторусского съезда в Омске 14–15 апр. 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-176. Оп. 3. Д. 65.

3. Декларация Центрального карпаторусского совета президенту Французской республики Р. Пуанкаре, февр. 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-200 (Министерство иностранных дел Российского правительства А.В. Колчака). Оп. 1. Д. 357.

4. Докладная записка управляющего Министерством иностранных дел И.И. Сукина председателю Совета министров Российского правительства А.В. Колчака П,В. Вологодскому 14 февр. 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-176. Оп. 3. Д. 94.

5. Докладная записка Центрального карпаторусского совета Министерству иностранных дел Временного Всероссийского правительства /Директории/ 12 нояб. 1918 г. // ГА РФ. Ф. р-200. Оп. 1. Д. 357.

6. Письмо уполномоченного Русского исполнительного комитета во Львове Э.М. Вальницкого Российскому правительству адмирала А.В. Колчака 12 февр. 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-176. Оп. 3. Д. 65.

7. Протокол собрания карпаторуссов в Киеве 12 дек. 1918 г. // ГА РФ. Ф. р-176. Оп. 3. Д. 65.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 41 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 50
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет