On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 27.05.07 22:38. Заголовок: Православие и Белое движение. Священномученик Сильвестр (Ольшевский). Из писем адмиралу Колчаку.


К ПРАЗДНИКУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
Из писем Священномученика архиепископа Омского и Павлоградского Сильвестра (Ольшевского) к Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку.
(материалы из готовящегося к изданию альманаха "Белая Гвардия" № 10. "Русская Православная Церковь и Белое движение".).
Из писем священномученика Сильвестра (Ольшевского) архиепископа Омского и Павлодарского к Верховному Правителю России адмиралу А.В. Колчаку.

Может быть, Вы найдете благоуместным и удобным какое-нибудь участие в крестном ходе войск? Прошу также не оставить меня уведомленном.
Относительно описания знаменательной иконы Святилеля Николая наведены мною всякие справки, и такового не имеется в Омске. В начале 1918 года в Москве Священным Собором издано было иллюстрированное Описание произведенных большевиками разрушений Кремля и поруганных святынь – там имеется описание и Вашей святой иконы. Это книга Камчатского епископа Нестора. Имеется она, по сообщениям в Казани и в Перми у членов Собора, бывших в Москве в 1918 году. Достать можно, но с запозданием. Думаю, что для народного листочка можно было бы ограничится имеющимися краткими сведениями. Но, конечно, лучше было бы иметь под руками точное описание.
При сем посылаю Вам книгу блаженного Августина «Исповедь». На днях представлю Вам книги Святителя Иоанна Златоуста. Покорнейше прошу держать у себя книги столько времени, сколько найдете нужным.
Добрым вестям с фронта радуемся и готовим нашим воинам пасхальные подарки. Налаживаем и новый проповеднический отряд.
Укрепи и благослови Вас Господь.

Вашего Высокопревосходительства покорнейший слуга и усердный богомолец архиепископ Сильвестр.

8/21 марта 1919 г.

ГА РФ. Ф. 341. Оп.1. Д. 52/1. Лл. 205-206.


Оба обращения сданы в Штаб для напечатания, с пометой о разрешении со стороны Высшего Временного Церковного Управления.
Согласно письму из Вашего Штаба с сообщением о необходимости для борьбы с большевистскими идеями послать в войска и в прифронтовые части в народ осведомителей и проповедников из 1). Священников, 2). Учителей и 3). Профессоров, всего в количестве нескольких десятков человек, нами намечено десятка полтора известных нам личностей, которым и отправлены запросы. Кроме того, предложено всем Епархиальным Архиереям указать способных и соответственных для этого дела лиц.
В удовлетворение той же потребности момента, по моему предложению происходили собрания духовенства местного, пришлого и мирян для деятельного участия в полезной работе. Намечаем ряд мер, организуются Гермогеновское религиозно-патриотическое Братство (в честь Московского Патриарха Гермогена), приступили к делу патриотической нарочитой проповеди в городских церквах, совершено Богослужение в американском госпитале, намечается производство сбора белья для армии.
Издательство до сих пор нам не давалось по техническим причинам в типографиях и по недостатку бумаги. Общая наша беда. Орган Высшего Церковного Управления «Сибирский Благовестник» выпущен в виде двух номеров в начале настоящего года, и дело стало. Правда, наш редактор-профессор придал ему слишком академический характер. Ныне мы решили, предоставив будущему академическое разрешение принципиальных вопросов, сделать его более легким орудием в удовлетворении потребностей момента, как в части неофициальной, так и в официальной.
Обращение Святейшего Патриарха Тихона к народным комиссарам по поводу годовщины их владычества нами напечатано и рассылается не только по Омской епархии, но и по всем епархиям, подведомственным Высшему Управлению. Два печатных экземпляра при сем прилагаю.
Взоры наши невольно приковывает к себе Уральский фронт. По обывательски думается, что сейчас страшно трудное, может быть, критическое переживаем мы время. Слабы духом, близки к унынию. Но верующие люди не могут не вспомнить слов Пророка: «Куда пойду от Духа Твоего» и т.д. (Псал. 138, стих 7-12). Все в руке Господней. Верующих людей Господь одновременно карает и милует. Мы, священнослужители, всячески умиротворяем народ. Веруем и надеемся прежде всего на милость Божию, а затем на Вашу мудрость и силу, как Господом поставленного Вождя войска и народа, - что в разрушительном напоре идущих к нам из-за Урала исчадий сатаны мы устоим, приняв жребий Божий.
Божия помощь и Божие благословение да пребудут с Вами!
Душевно приветствую Вас с возвращением в правительственный град в добром здоровье.

Вашего Высокопревосходительства
покорнейший слуга и усердный богомолец,
Сильвестр, Архиепископ Омский и Павлодарский

14/1 июля 1919 г.
г. Омск.

ГА РФ. Ф. 9431с. Оп.1. Д. 206. Лл. 1- 3.

Священномученик Сильвестр (Ольшевский), архиепископ Омский и Павлодарский (1920 г.)
Священномученик Сильвестр (в миру – Ольшевский Иустин Львович), родился 31 мая 1860 г. в селе Косовка Сквирского уезда Киевской губернии, в семье диакона. В 1883 г. окончил Киевскую Духовную семинарию, а в 1887 г. — Киевскую Духовную академию. После окончания академии работал преподавателем Закона Божия, а с 1889 г. состоял в должности епархиального Киевского миссионера. Проявил себя ревностным противником секты штундистов. С 1890 г. стал Полтавский епархиальным миссионером, преподавая в Полтавской Духовной семинарии. В 1892 г. он был рукоположен в сан пресвитера. В 1910 г. о. Иустин принял монашеский постриг с именем Сильвестр и вскоре был возведен в сан архимандрита. 16 января 1911 г. о. Сильвестр был хиротонисан в епископа Прилукского, викария Полтавского. В 1914 г. стал епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. В 1915 – 1920 гг. руководил Омской и Павлодарской кафедрой, будучи 22 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. Благословил ген. Л.Г. Корнилова, незадолго до событий Февраля 1917 г. В 1917-1918 гг. участвовал в заседаниях Поместного Собора в Москве. Когда в Омске были большевики, в ночь на 6 февраля 1918 г. после крестного хода владыка был арестован, а его эконом Николай Цикура, не пускавший пьяных матросов в келью, убит.
После освобождения Омска от большевиков, с июня 1918 г. церковное служение владыки Сильвестра стало неразрывно связано с Белым движением. В ноябре 1918 г. в г. Томске прошло Сибирское церковное совещание из 13 архиереев и 26 членов Всероссийского Собора, на котором было организовано Временное Церковное Управление во главе с высокопреосвященным Сильвестром. По его инициативе был отменен безбожный декрет от 19 января 1918 г., полностью восстановлена пастырская и миссионерская деятельность в Сибири и на Дальнем Востоке, восстановлены военные священники в частях белой армии. Архиепископ Сильвестр духовно поддерживал Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака. Он привел его к присяге 29 января 1919 г. и благословил. Под его руководством в Сибири выпускались брошюры антибольшевицкого содержания, журналы «За Русь Святую» и «Сибирский благовестник».
В августе-сентябре 1919 г. владыка поддержал идею создания Дружин Святого Креста – воинских формирований, построенных на принципах защиты Православной Веры от безбожников. После отступления белой армии из Омска в ноябре 1919 г. архиепископ Сильвестр остался в городе, был заключен в тюрьму и принял мученическую кончину 26 февраля 1920 г.
Он причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Это первая канонизация омского святого за всю историю Омско-Тарской епархии. 22 июля 2005 г. его останки были чудесным образом обнаружены при раскопках нижней части Омского Успенского кафедрального собора.
День его памяти отмечается ежегодно 26 февраля.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 All [только новые]





ссылка на сообщение  Отправлено: 06.06.07 11:07. Заголовок: Re:


Очень интересная тема. Хотелось бы в дальнейшем поподробнее осветить связь Православия и Белого движения на тех или иных тарриториях тогдашней России.

И в начинание следующее.
Как мы знаем, Патриархом Тихоном в отношении большевиков была провозглашена анафема, где он призывал всех верных чад Православной Церкви на борьбу с ними. Были ли подобного рода обращения со стороны других пастырей и архипастырей Русской Православной Церкви в то время? Особенно на территории, занятой красными. Есть желание более подробно разобрать данный материал.

13-й пехотный Белозерский генерал-фельдмаршала князя Волконского полк Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.07 02:51. Заголовок: Re:


Самый показательный пример публичного обличения большевистской власти (помимо, безусловно, анафемы Совнаркому от Святейшего Патриарха Тихона) были проповеди Священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского (1918 г.). Его молитвенная память отмечается, кстати, скоро – 20 июня. Весьма показательна его судьба. Когда 28 февраля 1917 г. в Перми стало известно о перевороте, владыка призвал повиноваться новым властям. Он отслужил божественную литургию в кафедральном соборе и после молебна принял присягу. В августе 1917 г. владыка приехал в Москву для участия в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, но в своих выступлениях утверждал, что Учредительное Собрание обязательно утвердит монархический строй. После большевистского переворота, в Пермской епархии начались гонения на православных священнослужителей и мирян, но владыка Андроник продолжал верить в силу русского народа, основанную на глубокой вере и церковности, призывал к борьбе с захватчиками власти. Ожидая ареста, владыка чувствовал себя спокойно, ежедневно исповедуясь и приобщаясь Святых Таин. С 3 на 4 июня 1918 г. отряд большевиков окружил архиерейский дом и арестовал владыку Андроника. На допросе мужественный архипастырь отказался отречься от своих убеждений и обличал безбожную власть. Он был расстрелян в ночь с 6 на 7 июня 1918 г. в лесу под Пермью, подтвердив верность Христу собственной мученической кончиной (по другим сведениям – заживо закопан). После освобождения Перми в январе 1919 г. белыми властями было проведено следствие о расстреле архиепископа Андроника и других священнослужителей Пермской епархии. Обнаружившиеся подробности кончины дали основание к распоряжению о подготовке к прославлению священномученика.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.07 02:52. Заголовок: Еще интересные документы.


Есть весьма интерсные сведения

Посещение г. Перми Верховным Правителем.
Трудно описать ту глубину радостных чувств, то великий подъем духа, какой пришлось переживать жителям г. Перми в день 6(19) февраля. В этот день наш город удостоился высокой чести видеть у себя Верховного Правителя и Верховного Главнокомандующего всеми военными силами возрождающейся Святой Руси, адмирала Александра Васильевича Колчака. И не напрасно так радостно волновалось православное городское население. Если для кого-нибудь, то для него, в лице Верховного Правителя, хотелось видеть оправдание всех своих мук и страданий за дорогую веру свою. Хотелось верить и надеяться, что новая власть, сменившая гнусных насильников, прежде всего наглядно покажет, что без православной веры в Бога нет и не может быть могучей Руси. И вот надежды оправдались: Верховная власть – по вере власть православная, чувствующая нужду в молитве черпающая силы свои в вере во всемогущество Бога. Верховный Правитель примером своим воочию показал всем на эту историческую связь православия с русской народностью. С вокзала он прежде всего проследовал в 10 часов утра в Кафедральный собор, куда к этому времени прибыло духовенство всех местных городских церквей во главе с управляющим Пермской епархией преосвященным епископом Борисом и многочисленные православные граждане.
На паперти собора Верховного Правителя приветствовали адресом и поднесением хлеба-соли представители всем пермских приходских советов.
При входе Верховного Правителя в собор, из алтаря последнего, на встречу ему вышел целый сонм священнослужителей, длинною золотистою лентою занявших все место от входных дверей собора до самого алтаря.
Возглавлявший этот многочисленный сонм духовенства преосвященный епископ Борис обратился к Верховному Правителю со следующей речью:
«Ваше Высокопревосходительство, Верховный Вождь и Правитель возрождающейся Родины нашей Руси Православной!
От своего имени, от лица духовенства и православных людей Перми позвольте приветствовать Ваше прибытие в наш многострадальный град – позвольте выразить Вам чувства самой беспредельной любви и благодарности за освобождение наше от того кошмарного ужаса, который почти целый год давил и душил нас. Леденела кровь в жилах, и, как раскаленные стрелы, вонзались в сердце вопросы: неужели окончательно пал могучий дух русский, неужели не найдется людей, которые готовы были бы душу свою положить за Родину Мать – терзаемую острым клювом большевизма? Удушливыми газами окутывалось сознание, бесцельными казались наши муки за распинаемую и терзаемую православную русскую душу. Хотелось до боли кричать: проснитесь богатыри духа, встаньте, идите спасать наш национальный облик, сотрите с него наносную грязь интернационала.
Но что это? Как раскаты далекого грома в весеннюю грозу, доносятся до нас вести о том, что не перевелись еще русские богатыри, что там, в далекой Сибири, куется из разбитых осколков новая сила новой Руси. И надеждой окрыляемся мы, мы ждем, мы верим, что освобождение близко, что и для нас придет свет с востока. И не обманула нас эта надежда. С горных вершин седого Урала спустились к нам, как орлы боевые, воины Ваши. Это Вы, Ваше Высокопревосходительство, кликнули кличь о спасении градов и всей родины нашей. Это Вы – первый отбросив прочь нашу партийную рознь, которая как гангрена разъедала организм народный, возвестили, что честь Родины выше всего, - и благо Родины – самое высшее благо. И вот, благодаря Вам, пробуждается русское сознание, крепнут и узы, связывающие Русь в единое целое, и снова мы – русские люди – начинаем чувствовать себя русскими людьми. Так как же нам не приветствовать Вас и не благодарить Вас особенно нам, православным людям. Ведь была объявлена война самому имени Бога. Христова вера – признана была опиумом для народа. Служителей алтаря Господня мучили в тюрьмах, расстреливали, топили в воде, живыми закапывали в землю. Идеалы вечной правды Христовой подвергались осмеянию, поруганию, осквернению. Многие священнослужители нашей епархии, во главе с приснопамятными архипастырями, кровью и мученическою кончиною запечатлели веру в Христа. А Вы, когда встали во главе Родины нашей, Вы первый в эти годины лихолетья указали, что только с помощью Бога возможно возрождение Руси и воскресение ее былого величия.
Вы, как верный сын Церкви, взяли на себя тяжелый и ответственный крест служения Родине в годину лихолетья и несете этот крест по настоящее время.
Приветствуя Вас, мы молим Господа Бога, да укрепит Он Вас молитвами Пресвятыя Богоматери и Покровителя Пермской земли Святителя Стефана. Да укрепит Он, Всемогущий, могущество Вашей силы к возрождению Руси на основах православия и народности, как исторических устоях нашей жизни и силы.
В знак молитвенного нашего с Вами общения и в молитвенную память о нас позвольте поднести Вам, Ваше Высокопревосходительство, оп русскому обычаю, кроме хлеба-соли, Святую икону Великого угодника Божия Николая Чудотворца, Покровителя плавающих и путешествующих. Образ этот, не блещущий богатством украшений, представляет точный снимок с чудотворного лика Чудотворца на Никольских вратах Священного Кремля, который сохранился невредимым в великую Отечественную войну 1812 г., но который не пощадила рука предателей Родины…
Да будет образ этот Вашим защитником и покровителем и в Ваших ратных подвигах и в Ваших делах государственного строительства».
С последними словами епископ благословил Верховного Правителя Святою иконою.
После встречи преосвященный епископ Борис, в сослужении всего городского духовенства, совершил торжественное молебствие, закончившееся возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской, Благоверному Верховному Правителю ея, рабу Божию Александру и христолюбивому победоносному воинству Российскому.
В конце молебствия Верховному Правителю представилась депутация монахинь – пермского женского монастыря, поднесшая Ему икону Богоматери.
Так чествовали и так приветствовали православные пермские граждане своего Верховного Правителя, видя в нем истинного сына своей церкви, глубоко преданного ее запросам и нуждам.
………..
Пермские Епархиальные Ведомости. № 1, 15 (28) марта 1919 г.

Об иконе Св. Николая Чудотворца, поднесенной в Перми Верховному Правителю

В г. Омске 10 марта из всех приходских церквей собрались крестные ходы к Никольскому казачьему собору. Отсюда крестный ход двинулся к дому Верховного Правителя, у которого благоговейно хранится икона Св. Николая Чудотворца, точная копия с находящейся в Москве на Никольских воротах в Кремле древней иконы, чудесно сохранившейся после обстрела ее большевиками. С соизволения Его Высокопревосходительства эта икона была взята в крестный ход и с крестным ходом отправлена в Успенский кафедральный собор, где и была на неделю оставлена для поклонения. В воскресенье 17 марта икона Св. Николая Чудотворца с крестным ходом при участии многотысячной массы молящихся была обнесена вокруг города с совершением кратких молитвословий у всех приходских церквей и возвращена в дом Верховного Правителя.
Для православных жителей г. Перми описанная икона имеет весьма большое значение. Это та икона, которая была поднесена Верховному Правителю в нашем кафедральном соборе Преосвященным Епископом Борисом от имени пермских приходов 6 февраля с.г. Т. Об. Дар наш глубоко дорог Верховному Правителю и постоянно будет напоминать ему об освобожденной его войсками многострадальной Перми. Хорошо бы было, если бы пермские православные приходы точно такую же копию иконы приобрели бы и для Перми, поставив ее в своем кафедральном соборе для постоянного напоминания о нашем освобождении и для молитв за того, кому мы были обязаны своим освобождением.

……..
Пермские Епархиальные Ведомости. № 2, 1 (14) апреля 1919 г.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.07 02:53. Заголовок: Re:


Добавим, что, согласно воспоминаниям ротмистра Князева это образ – благословение Святейшего Патриарха Тихона Колчаку.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.07 03:11. Заголовок: А вот проповеди известного протоиерея о. Валентина Свенцицкого.


В Интернете опубликовано его произведение "Война и Церковь". Известны его проповеди, и, особенно, "Диалоги" и замечательный труд о Святом Преподобном Серафиме Саровском.
Однако, до сих пор мало известно его проповедническое наследие периода участия в Белом движении.

Предполагается к публикации в № 10 альманаха "Белая Гвардия".


Валентин Свенцицкий
Россия – Встань!
(Две проповеди).
1919.
I.
Вы слышали сегодня евангельские слова: «званных, но мало избранных»…
Мы живем в эпоху массовых движений, мировых событий, надолго решающих судьбы человечества. И в наши дни каждое евангельское слово приобретает особый смысл.
Не только отдельные люди могут быть «избранными» - избранным может быть и целый народ. Таким «избранным народом» мы всегда считали народ русский. Не мы ли благоговейно называли страну нашу «святой Русью»? Не наш ли народ был назван «богоносцем»?
Но кто теперь без колебаний произнесет эти слова: «народ богоносец», «святая Русь»?
Что случилось за последние два страшные года?
Пусть люди «мира сего» разыскивают внешние причины для понимания свершающихся событий: причины политические, экономические и социальные… Мы, христиане, знаем другое. Мы знаем, что все виденное нами – только отблеск, только тени от «незримого очами». Мы знаем, что за каждым человеческим действием стоит внутреннее движение его души, - и за каждым человеческим действием стоит внутреннее движение его души, - и за каждым событием, в котором участвует народ, стоят глубочайшие процессы, совершающиеся в глубине его духа.
Вспомните евангельский рассказ о том, как Иисус Христос изгнал бесов из бесноватого. Имя им было легион, потому что их было много. «Масса»… И бесы… просили Господа, чтобы они разрешили им войти в стадо свиней. И Господь разрешил. И стадо бросилось с крутизны в море и погибло.
Вот это самое случилось и с нашим народом. На Святую Русь напали бесы.
Не думайте, что я «играю словами», что тут какое-то «иносказание». Нет, я знаю, что говорю! Бесы – в самом подлинном и прямом смысле этого слова.
Для неверующих людей «бесы» такой же предрассудок, как «Бог», «душа». Для них это остатки отживших суеверий.
Для нас, христиан, невидимое, личное начало зла в потустороннем мире – есть непререкаемая действительность. Дьявол и бесы – это та самая сила, с которой ведет ожесточенную брань христианский мир.
Разве Господь наш Иисус Христос в преддверии к своему общественному служению не встретился в пустыне лицом к лицу с дьяволом, искушавшим его? Разве в молитве, переданной ученикам, Господь не научил нас молиться « и избави нас от лукавого». А таинство, которое вводит человека в лоно Православной Церкви! – разве весь чин его не свидетельствует о самой пламенной вражде Церкви к духам зла. Вспомните слова священника: «Изживи из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. Духа прелести, духа лукавства, духа идолослужения и всякого лихоимства, духа лжи и всякие нечистоты, действуемые по наущению дьявола».
А святоотеческая литература? Она вся полна живых свидетельств о борьбе христиан с бесами.
«каждому из нас – говорит Симеон Новый Богослов – надлежит знать Бога, самого себя и демонов».
По словам св. Афанасия: «издавна демоны сеяли раздор и войны между людьми, чтобы они занятые взаимной борьбой, не обратили своей ненависти против них. Теперь опасения демонов сбылись; ученики Христа живут в мире между собою, но зато их вражда обратилась против дьявола».
Тертуллиан свидетельствует: «мы не только презираем дьяволов, но ежедневно побеждаем и попираем их и изгоняем их из людей, как это известно очень многим».
Жития святых – это не что иное как описание неустанной, смертельной брани воинов Христовых с нечистою силой. Не даром Серафим Саровский на вопрос: видал ли он злых духов?, - ответил: - Бесов видеть ужасно, потому что они гнусны.
Но, может быть, вы скажете:
-Пусть так! Какие признаки, что русская революция захвачен бесовский силой?
А разве вы не слыхали, как в одной станице венчали священника с лошадью?... Или вы не знаете, что в иконы Спасителя вставляли папиросы и надписывали: «товарищи прикуривайте»?
В одной церкви на престоле устроили отхожее место.
Одержимый выбросил на поле в алтаре из дароносицы запасные дары, растоптал их, а в дароносицу насыпал табаку…
На поле брани остался убитый красноармеец; на нем были штаны из священнической ризы – и сшиты так, что крест приходился позади…
Довольно?
А если вы слышали когда-нибудь эту проклятую, эту подлую ругань, в которой переплетаются имена Божьей Матери и Иисуса Христа – то, если в вашем сердце осталась хоть капля религиозного чувства, вы поймете, кто виновник этих диких кощунств.
Человеческому уму до них не додуматься!...
Но, по словам Симеона Нового Богослова, «Без греха самого человека нельзя дьяволу схватить человеческую душу».
В чем же грех русского народа?
Руководители народных масс ведали, что творили Они знали, что пока в народе жива вера, нельзя разбудить в нем темные страсти, и они вырвали из души народной лучшее, что в ней было – религиозное чувство.
Конечно, этого нельзя было сделать сразу. Подготовлялось годами. И в этой разрушительной работе тяжкий грех лежит на совести нашей интеллигенции. Разве она «от имени науки» не «разъясняла» народу, что религия «устарела» и, что «давно доказано», что Бога нет?
Наша интеллигенция изумительно невежественна вообще, а в религиозных вопросах особенно. У нас каждый гимназист первого класса знает, что «наука давным-давно доказала». А вот Пирогов, например, один из самых глубоких религиозных русских людей, говорит, что его «бедный ум» после долгих исканий вынужден был остановиться на признании Бога. Другой великий ученый Пастер говорил: «Я знаю много и верую, как бретонец, - но если бы знал вдвое больше – «веровал бы, как бретонская женщина». Таким образом, наши «гимназисты» говорят «от лица науки» то, чего не знали ни Пирогов ни Пастер. И неужели, если бы наука действительно «доказала», об этом нельзя было бы «довести до сведения» таких людей, как Толстой, Достоевский, Вл. Соловьев, Вирхов и т.д.? Вы скажете: «Ное есть же ученые люди и не верующие.» Есть! Но их неверие не от «знаний», не от «науки». Ибо религия и наука касаются совершенно различных областей познания.
Можно быть невеждой – а не верить в Бога, и можно быть ученейшим человеком, как Пирогов или Вл. Соловьев, и в то же время иметь пламенную религиозную веру. Кто бы ни отрицал Бога – ученый или невежда – он может делать это только от своего собственного имени, а не от имени «науки».
Но у вас произошло не то. Наши недоучки, получившие «брошюрочное образование», понесли в народные массы ядовитую ложь – что уже «давно доказано» - Бог умер. Попы все врут. Для собственной выгоды. В брошюрах, в прокламациях, на митингах, в рабочих кругах – всюду говорилось об этом.
Как не поверить! Люди ученые! Им и книги в руки!
Покачнув веру народа, не трудно было вызвать в нем зверя из темных бездн духа. Не трудно было искусить его тем искушениями, которые отверг в пустыне Христос. Народ наш голодал. И в нем не трудно было разжечь зависть к сытой жизни буржуазии, не трудно было разбудить самые темные инстинкты и подтолкнуть на насилие и грабеж.
Народ наш долго жил в порабощении, и его не трудно было соблазнить жаждой власти – льстиво поклонившись, как самодержцу.
И народ стал грабить и возомнил себя царем.
И народ согрешил. И бесы схватили народную душу.
И все же Россия возрождается! Добровольческая армия подняла знамя этого возрождения. Но мы, видящие «внутренний фронт» - фронт душ человеческих – знаем, что какие бы победы ни одерживались там, на поле сражения – окончательное возрождение «Святой Руси» невозможно, пока народ вновь не вернется ко Христу. И я верю свято, что возрождение уже наступает. Залог этого в той великой скорби, которую пережила страна.
Вы помните знаменитое стихотворение Некрасова:
-Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя,
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Увы, утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна,
Она до горба помнить будет.
Средь лицемерных наших дел,
И всякой пошлости и прозы,
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы,-
То слезы бедных матерей.
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,-
Как не понять плакучей ивы
Своих покинувших ветвей.
Если поэт жил в наши дни, он не написал бы этого!
Искренними кровавыми слезами плачет вся Россия. Не только матери! Плачут и отцы, и жены, и братья, и сестры, и дети наши. Вся Россия одета в трауре. Вся она открыта крестами.
Вы плачете? Но вы и молитесь! И мне иногда приходит в голову: что было бы, если бы у этих, покрывших русскую землю могил, не только плакали бы, но и молились – какая вселенская панихида прозвучала бы над землей! Ужели Господь не услышал бы этой молитвы! Услышал бы. И услышать.
Наступит время, когда народ наш сознает свой страшный грех. У этих же самых оскверненных ими икон он будет и молиться и плакать, как не молился и не плакал никогда, потому что никогда так не грешил. И тогда снова придет к народу русскому Христос. Исцелит его душу. И снова станет страна наша Святою Русью, и снова народ наш станет избранным народом.
Помните воскрешение дочери Иаира? Как умерла у Иаира дочь, и он позвал Господа исцелить ее? Христос пошел, но на пути встретили его слуги с известием, что больная умерла. «Не утруждай учителя».
А разве из вас никто не думает, что Россия умерла? Думаете! И даже, как на признаке смерти ее, указываете на ее разложение!
Но Господь продолжал свой путь. И взошел в дом Иаира, где собрались плакальщики и народ для погребения. И сказали Христу: - «девица умерла». Но Господь ответил: «Она спит». И смеялись над ним.
А разве вы никогда не смеялись над теми, кто верует, что Россия тяжко больна, что не смерть сковала ее, а тяжкий кошмар?
И сказал Господь:
- Девица, тебе говорю: встань!
Но кто из вас осмелится рассмеяться, когда прозвучат и в стране нашей слова Христа, пришедшего к согрешившему, но и раскаявшемуся народу своему:
Россия – встань!
II.
«Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».
Это великое обетование лежит в основе церковного строительства на земле.
По словам Ефрема Сирианина, «вся церковь есть церковь кающихся – вся она есть церковь погибающих».
Да и как же иначе? Разве ложны слова молитвы – «Верую. Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир грешный спасти, от них же первый аз».
Да, все мы грешные и помыслами, и делами, и всею жизнью нашей.
Мне запомнились удивительные слова из дневника Пирогова: «Иногда ни с того ни с сего приходят мысли, до того низкие и подлые, что при первом своем появлении из тайника души невольно бросают в краску - иногда даже чувствуешь, как будто эти мысли не твои, а другого самого низкого существа, живущего в тебе».
Не апостол ли Павел написал эти огненные покаянные слова:
- «Доброго, которого хочу, не делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех»… «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти! Тот же самый, я умом моим служу закону Божью, а плотию – закону греха».
Безумие жизни нашей становится ясным и для слепых перед лицом смерти. Мы живем так, как будто бы не собираемся умирать. Как будто бы смерть какое-то неприятное происшествие с одним из наших знакомых. А мы, может быть, и не умрем. Нет умрем!

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 08.06.07 09:58. Заголовок: Re:


Замечательный материал!!!
Как он актуален и в наши дни.
Постараюсь в ближайшее время внести и свой вклад по данной теме.

13-й пехотный Белозерский генерал-фельдмаршала князя Волконского полк Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 11.11.08 00:01. Заголовок: Вот еще из того, что..


Вот еще из того, что готовится.
О «днях покаяния и молитвы» в Омске, сентябрь 1919 г.
Сегодня день покаяния и молитвы. Православная церковь зовет всех верующих русских верующих русских людей одуматься в грозный час нашего существования и вспомнить о Боге Христе, забытом большинством русского народа.
Церковь призывает нас покаяться во всех мерзостях нашей жизни – лжи, предательстве и забвении Святой Матери Церкви и Матери – Родины.
Церковь призывает каждого верующего взглянуть глубже в свою душу и найти в ней хотя бы крупицу угасающего духа. Покаянием и молитвой надлежит очистить, освободить свой внутренний духовный мир, чтобы, возродившись в Любви и Вере, встать под знамение Святого Креста, побеждающего не только демонизм красной мглы, окутавшей всю Россию, но и самый Ад, самую Смерть.
В эти знаменательные дни, когда подле нас закипает новое всенародное движение Христова воинства, мы встаем на грани двух эпох. Словно кто-то вспрыснул наше дряблое тело живой водой и на лице умирающего показалась ясная улыбка жизни.
Как в незабвенные переломные эпохи русской истории, народ русский выздоравливает через Церковь и в Церкви. Снова веет на нас религиозным воодушевлением времен Патриарха Гермогена и Сергия Радонежского. Святая Русь находит себя не на кровавом пиру социализма, а в Святом Божием Храме. Святая Русь идет «в силе трезвенной смиренья» искупить мерзость и ложь грешной России и вернуться в Отчий Дом Господа Бога.
К сожалению, в среде интеллигенции многие еще не созрели для правильного усвоения истины русского мессианизма. Местная интеллигенция, подобно сибирскому крестьянству, мало изведавшая прелестей большевизма, мало страдавшая, еще не чует сердцем огня Любви Христовой и единственного очага ея – Христианской Церкви.
Она еще слишком больна вялостью духа и лукавством мысли, чтобы чистосердечно и просто вернуться к древней вере русского народа и пойти в Храм Божий.
Но простой народ, крестьянство не только беженское, но даже и местное уже поняли бесхитростным сердцем, что им делать. Они пошли в храм под знамение Креста, с которым будут побеждать большевиков. Они знают, что Крест символ Победы и Жизни. Крест побеждает Зло, Крест побеждает Смерть.
Однако и к неверующей интеллигенции мы обращаем свой искренний призыв. Подумайте братья, в эти часы покаяния и молитвы, подумайте о своем долге перед Отечеством. Подумайте о душе простого русского народа, поднимающегося с Крестом на Святую Русь, и хоть слегка коснитесь той нравственной силы национального духа, которая копилась веками и оберегалась в сосуде Божием – Церкви. Этой силой держалась русская земля и создавалась русская культура. И пусть нынешний день и для вас будут днем покаяния и молитвы, днем скорби и надежды на Бога.



Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.09 16:21. Заголовок: Уважаемый Василий Жа..


Уважаемый Василий Жанович!Скажите,а известна ли дальнейшая судьба иконы Святителя Николая,поднесенной Колчаку в Перми 6 февраля?Насколько мне известно,сохранилась опись вещей,изъятых у адмирала,где упомянуты несколько икон.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 00:37. Заголовок: Откровенно говоря - ..


Откровенно говоря - не знаю, сам искал информацию. Известно два варианта. Первый - образ Святителя Николая Чудотворца остался в Омске, поскольку накануне отступления из города перед месточтимыми иконами служились молебны о спасении города.
Второй - образ Святителя Николая Чудотворца был вместе с Колчаком до самого его ареста.
В обоих случаях
Учитывая, что образ был украшен уральскими камнями, не исключена и возможность похищения.
В Зарубежье я о нем сведений не встречал.
Был бы также признателен за информацию.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 02:10. Заголовок: Уважаемый Василий Жа..


Уважаемый Василий Жанович!Уже года три пытаюсь найти хоть какие-то крупицы информации о судьбе иконы Святителя Николая,которой Колчак очень дорожил и которая сопровождала его всюду.В литературе встречал упоминание,что все предметы из вагона Колчака после его ареста изъяли,перевезли в иркутскую гостиницу "Модерн",номера 37 и 47,для разбора имущества была создана специальная комиссия.Среди длинного перечня изъятых предметов упомянуты 29 икон и одна лампадка,но что это были за иконы и какова их судьба-вопрос.Знаю только,что в отдел народного образования Иркутска была передана личная библиотека Колчака.Склоняюсь к мысли,что икона была с адмиралом до самого конца,т.к. он ей очень дорожил.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 02:28. Заголовок: И еще один вопрос по..


И еще один вопрос по приводимому Вами материалу.Скажите,Василий Жанович,а известно кто был духовником адмирала?Архиепископ Сильвестр?И действительно ли Колчак встречался с монахом,посланным к нему с посланием от патриарха Тихона?Буду благодарен Вам за любую информацию или хотя бы Ваше личное мнение по этому вопросу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 05:29. Заголовок: Да, о судьбе иконы б..


Да, о судьбе иконы было бы важно узнать. Считается, что также были иконы - Св. Иов Многострадальный (благословение Государя), Св. Сергий Радонежский (благословение еписопа Андрея (Ухтомского) при посещении Колчаком Уфы), очевидно, - Спас Неруктоворный (благословение архиепископа Сильвестра после принесения Колчаком и министрами присяги 29 января 1919 г.). Возможно - Иверская икона Пресвятой Богородицы (благословение архиепископом Сильвестром управления ин. дел.).
Примечательно, что икону Святителя Николая Чудотворца Колчак передавал архиепископу Сильвестру для крестных ходов в Омске. На 3-й (Крестопоклонной) и 4-й неделе Великого поста и, возможно, на Крестовоздвижение.
Вот еще статья об этом:

Религиозно-патриотический крестный ход.
В воскресенье 17 (30) марта в нашем городе состоялся редкий религиозно-патриотический Крестный ход.
С разрешения Верховного Правителя, принадлежащая ему икона Святителя Николая Чудотворца – точный снимок со старинной иконы, находящейся в Москве на Никольских воротах и поруганной большевиками, пребывавшая всю неделю в Успенском кафедральном Соборе (т.е. с Крестопоклонной недели - прим. сост.), выносится, после литургии, с торжественным Крестным ходом на площадь для следования в дом Верховного Правителя, через весь город.
Солнце заливает своим ярким светом собравшиеся Крестные ходы их всех церквей Омских. Ослепительно блестят золоченые ризы на иконах, кресты, хоругви и облачение духовенства. Мощное пение сливается со звуками исполняемого военным оркестром «Коль славен» и торжественным звоном колоколов.
Крестный ход направляется по Тобольской улице. Впереди всех распорядитель, затем последовательно: фонарщики, кресты, хоругви, иконы, духовенство. Старшие протоиереи о. Покровский и о. Соловьев несут икону. За ними архиепископ Омский Сильвестр и епископ Казанский в полном облачении с посохами. Народ заполняет всю улицу, на всю ее ширину. Целое море голов. Пение не прекращается во все время пути. Крестный ход последовательно проходит мимо всех приходских церквей, с остановкой у каждой из них, а именно у Крестовоздвиженской, Братской, Ильинской, Михайловской, Петропавловской, Казанской Кладбищенской, Знаменской, Никольского Казачьего Собора.
У всех церквей совершается краткое молитвословие, настоятель местного храма произносит слово. Владыка благословляет на все четыре стороны город и народ.
По всему пути встречает крестный ход народ. Стоят у дверей домов и ворот и даже на крышах.
Сильное впечатление на слышавших произвело слово Архипастыря Сильвестра, сказанное им перед Петропавловской церковью.
Владыка, указывая на икону, вдохновенно говорит: «не напрасно совершили большевики поругание святой иконы. Бог прославил ее еще больше – поруганную. Видите – меч в руке Святителя. Он цел и невредим. Под грозным водительством Святителя Николая Чудотворца пойдет Русская армия спасать Русскую Землю».
У Кладбищенской церкви произносит горячее слово о. Орлов. Он говорит о родине.
Картинно описывает чем была Россия раньше и чем стала теперь. Надеется, что при помощи Божией армия вернет былую славу и мощь нашей родине. Мы должны помочь армии всем, чем можем.
Перед Казачьим Николаевским собором настоятель о. Леонид Покровский произносит высокопатриотическую сильную речь. Указывая на чудесное сохранение иконы, он видит в этом особое предзнаменование. Именно икона Святителя Николая Чудотворца находится у Верховного Правителя в Омске, в Сибири. Он верит, что плененная Москва, ранее собиравшая землю Русскую, передала список со своей святыни, как свое благословение на великое дело. Святитель Николай – покровитель Сибирского войска. Сибирские казаки первые примкнули к чехословакам для освобождения Омска. Они первые пойдут и на освобождение Москвы.
От собора Крестный ход направляется к дому Верховного Правителя. На набережной против дома оркестр играет «Коль Славен». Крестный ход входит в ограду.
На дворе у крыльца Верховный Правитель встречает икону. Архиепископ служит торжественный молебен. Провозглашается многолетие. Архиепископ благословляет иконой Верховного Правителя и народ и вносит ее в дом.
Крестные ходы расходятся. Время подходит к 7-ми часам вечера. Богомольцы, пробывшие с крестным ходом около семи часов, возвращаются бодрые и радостные.

Сибирская Речь, Омск, № 72, 3 (16) апреля 1919 г.


Священномученик Сильвестр (Ольшевский) по многим свидетельствам оказывал духовную поддержку Колчаку в "омский период". Сейчас закончил, Слава Богу, собирать материалы для 10-го номера "Белой Гвардии" - там удалось собрать указания на его архипастырское служение.
Вообще, совершенно очевидно, что два приведенных письма Колчаку это только сохранившаяся часть переписки.
О благословении Колчака Святейшим Патриархом и о передаче ему фотокопии иконы, я немного писал в статье, опубликованной на сайте "Добровольческого корпуса" www.dk1868.ru
Спаси Господи!

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.09 17:39. Заголовок: Уважаемый Василий Жа..


Уважаемый Василий Жанович!Огромное спасибо Вам за ценнейший материал!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Уральская группа войск
Полковник
Moderator




ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.09 15:03. Заголовок: Василий Жанович! А н..


Василий Жанович! А нет ли у Вас чего о дальнейшей (после 1920) судьбе Главного священника армии адмирала А. В. Колчака А. А. Русецкого?

http://east-front.narod.ru Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 01:22. Заголовок: Просмотрел то, что п..


Просмотрел то, что под рукой - все доходит только до 1920-го.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 02:54. Заголовок: Василий Жанович!если..


Василий Жанович!если возможно,поделитесь информацией о Русецком до 1920 года.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.09 17:42. Заголовок: А есть даже в Интерн..


А есть даже в Интернете, его выступление на Томском Соборе. Наберите по поиску "Русецкий" и сразу найдете. Ну и в газетах он упоминался в связи с организацией "Дружин Святого Креста". Это дадим в 10-м номере.
Надо еще мне посмотреть харбинские издания.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.09 02:28. Заголовок: Вот, кстати, интересная информация о знамени.


Освящение знамени в Антониево-Сийском монастыре.
2 сего сентября, в Свято-Троицком соборе Антониево-Сийского монастыря, после Божественной Литургии было совершено торжественное освящение знамени, подносимого монастырем 3-му Северному Стрелковому полку.
Знамя препровождено на имя Генерал Губернатора Северной Области генерал-лейтенанта Е.К. Миллера с выражением от монашествующей братии обители патриотических чувств в следующих словах:
«Второй год, как Сийский монастырь находится в полосе военных действий. За это время большевики не раз имели намерение его разорить, ограбить и осквернить, но благодаря нашим доблестным воинам и союзникам, защищающим вместе ближайшие фронты, монастырь, по милости Божьей, цел и невредим, и грязные руки безбожных разбойников не коснулись его святыни.
Под старинными сводами священного храма мы продолжаем приносить бескровную жертву Господу Богу. Мы молимся за Русскую землю, молимся за своих родных воинов, молимся за великодушных союзников, молимся за всех, проливающих кровь во имя великого святого долга.
В своих скорбных молитвах мы усердно просим Господа Бога спасти нашу Родину: - ту, святую великую Русь, которая не так давно была могуча и славна, но теперь обессилена и обездолена.
Но, Ваше Высокопревосходительство, мы смеем надеяться, что Русь не погибнет. От большевистского гипноза народ просыпается. Люди, обманутые лживыми обещаниями коварных предателей, приходят в сознание, потерявшие Бога вновь Его ищут и к Нему обращаются.
В России есть еще люди сильные духом. Они крепко любят свою Родину: они не пожалеют сил, не пожалеют жизни, чтобы ее воскресить, соединить и создать вновь могучей и славной. И искренне преданные Отечеству военачальники - патриоты объединят и сплотят славное войско, и начатое ими великое святое дело с честью и славою доведут до конца.
Желая полнее выразить чувства глубокой признательности родному Русскому войску, мы соорудили и освятили на раке Преп. Антония национальное знамя, хотя и простое и скромное по материальному веществу, по сокровенно богатое по духовному содержанию.
Поднося его Вашему Высокопревосходительству, мы усердно просим Вас принять от нас этот священный дар – как символ победы и торжества над врагами, и вместе с нашими простыми, но искренне сердечными пожеланиями вручить его доблестным воинам 3-го Северного Стрелкового полка.
Мы желали бы передать нашим славным героям, что Святой Победоносец Георгий и Преподобный Отец наш Антоний, Сийский Чудотворец, будут всегда верными ангелами – хранителями и покровителями тех храбрых воинов, которые под сению Святого Креста и Их священными ликами будут самоотверженно защищать и охранять свою святую Веру, - свою дорогую Родину.
Вашего Высокопревосходительства усердные почитатели, искренние доброжелатели Антониево Сийского монастыря: Настоятель, Архимандрит Гурий, Благочинный, иеромонах Герман, Ризничий, иеромонах Виктор, Казначей, иеродиакон Амвросий и Делопроизводитель, иеродьякон Авксентий. 3 сентября 1919 г.

Архангельские Епархиальные ведомости, Архангельск, № 18, 15 сентября 1919 г.


Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.09 03:55. Заголовок: Насколько я правильн..


Насколько я правильно понимаю на знамени были изображены Святой Георгий Победоносец и Преподобный Антоний?А известна ли судьба знамени,смогли ли после мятежа в 3-м Северном полку вывезти знамя за рубеж?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.09 19:23. Заголовок: Василий Жанович, спа..


Василий Жанович, спасибо за публикацию интересного документа. Лично для меня это первое внятное описание знамени для одной из белых частей Северной области.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.09 00:22. Заголовок: Да, откровенно говор..


Да, откровенно говоря, достаточно своеобразное знамя.
О судьбе его - увы, ничего не встречал. На мой взгляд, опять-таки, или уничтожено. Или спасено "частным образом". Или два варианта - фонды музея истории религии и атеизма; фонды ЦМВС. Но в ЦМВС, насколько я знаю, ничего подобного не было и нет.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.09 00:27. Заголовок: Вот и еще о знамени...


Еще о знаменах...

Освящение знамени 1-й Сибирской казачьей дивизии.
В воскресенье 14 сентября в 12 ч. дня на площади Казачьей церкви состоялось торжественное освящение и вручение знамени 1-й Сибирской казачьей дивизии. По совершении молебствия знамя, на одной стороне полотна которого изображена икона Святителя Николая Чудотворца, а на другой воспроизведена копия Ермаковского знамени, было передано ординарцу. Заместителем Войскового Атамана полковником Березовским сказана речь, тождественная с содержанием нижепомещенной грамоты. На освящении присутствовали представители казачества, Военного ведомства, многочисленные прихожане и духовенство.
Походный атаман Дутов от имени Верховного Правителя передал казачеству поздравление с победой на фронте и пожелание дальнейшего успеха в ратном деле. Далее, ту же крупную победу отметил генерал-майор Михайлов. После речей присутствующих казачьи части (полусотня Атаманской сотни, 3-я сотня 2-го дивизиона, 4-я сотня 6-го полка, 1-я сотня 9-го полка) церемониальным маршем прошли перед походным атаманом Дутовым.

Войсковой Атаман Сибирского казачьего войска начальнику 1-й Сибирской казачьей дивизии.
Войсковое Правительство весною сего года, провожая нашу славную 1-ю Сибирскую казачью дивизию на фронт, тогда же постановило благословить ее особым стягом, на котором должны быть изображены с одной стороны снимок со знамени Ермака Тимофеевича и с другой – снимок с той иконы Святителя и Чудотворца Николая, которая помещена на Никольских воротах Московского Кремля и точная копия которой хранится у Верховного Правителя.
14 сентября в Войсковом Никольском Соборе, этот стяг был освящен и вручен командиру 2-го Сибирского казачьего полка полковнику Блохину для доставления в дивизию.
Препровождая при этом благословенную Грамоту Войскового Правительства и освященный Стяг, прошу передать всем частям дивизии привет и благословение от войска.
Пусть этот стяг послужит живой связью между войском и нашей доблестной дивизией. Пусть он всегда напоминает нашим славным полкам 1-й Сибирской казачьей дивизии о той великой цели, к которой все мы должны стремиться: к Москве освободить Веру Православную и спасти Россию.
Заместитель Войскового Атамана
Полковник Березовский.

Грамота Первой Сибирской казачьей дивизии.
Войсковое Правительство от имени Войска Сибирского благословляет препровождаемым стягом доблестную Первую Сибирскую казачью дивизию на ратные подвиги в борьбе за освобождение Веры Православной от гонителей Отечества нашего, от поработителей и врагов народа русского.
Пусть Крест Святой, знак Христа, послужит прообразом Воскресения нашего Великого Отечества.
Пусть воспроизведенное со знамени Ермака изображение Святого Димитрия Солунского, покровителя народа русского в его борьбе с татарами, порабощавшими много веков землю Русскую, напоминает воинам нашей доблестной дивизии славного предка нашего Ермака Тимофеевича с его дружинами, которые бесстрашно шли в неведомые страны и расширяли пределы Русского Государства, завоевывая все новые и новые земли.
Пусть этот снимок со знамени Ермака воодушевляет сынов Войска Сибирского на славные ратные подвиги во славу русского народа.
Пусть образ Святителя Николая Чудотворца, воспроизведенный с иконы, изображенной на Никольских воротах Московского Кремля, зажжет сердца бойцов нашей славной дивизии стремлением скорей достигнуть и освободить сердце России – Москву от поработившего народ Русский жестокой советской власти.
Войско Верит, что под сенью нового стяга наша доблестная первая Сибирская казачья дивизия бестрепетно исполнит свой долг перед Родиной и своим неудержимым стремлением вперед к Москве покроет наше Войско новой славой.
Много земли у русского народа; необъятны пространства и неизмеримы богатства нашего Великого Отечества.
Но тяжко страдает русский народ от смуты и гражданской войны.
Душа народная страстно ждет отдыха и покоя. Народ жаждет водворить мир и порядок в измученной стране, создать новые формы государственной жизни для блага русского народа, для блага всех населяющих наше Великое Отечество племен.
Пусть каждый воин нашей доблестной дивизии проникнется беззаветной любовью к нашей Родине и уверенностью, что только смелым порывом вперед он поможет Русскому народу сбросить иго поработителей и разорителей Государства Российского – большевиков и водворить мир в измученной стране.
Бог благословит Ваш ратный подвиг.
Вперед ! К Москве.
Бог в помощь.
14 сентября 1919 года. Г. Омск.
Заместитель Войскового Атамана по гражданскому управлению Войском полковник Березовский.
Заместитель Войскового Атамана по военному Управлению Войском генерал-майор Михайлов.
За председателя Войсковой Управы коллежский советник Грызов.

Иртыш, Омск, № 37-38, 26 сентября 1919 г.


Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.09 02:14. Заголовок: Насколько я знаю,зна..


Насколько я знаю,знамя после Второй мировой вывезено из Китая в Австралию.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.09 19:38. Заголовок: Диссертация по Сибирскому ВВЦУ


В июне с.г. Ваш покорный слуга защитил диссертацию кандидата богословия по теме "Создание и деятельность Временного Высшего Церковного управления Сибири 1918-1920 гг." в Санкт-Петербургской Академии. Готов выступить со статьей или обменяться материалом. Есть глава о военном духовенстве Колчака.
т. (3812) 51-90-87

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.09 01:02. Заголовок: Здравствуйте, уважае..


Здравствуйте, уважаемый отец Димитрий!
Спаси Господи, за Ваше предложение. Правда, альманах "Русская Православная Церковь и Белое движение" только что вышел из печати. Но хотелось бы, если возможно, получить от Вас материал для будущих номеров, если, Бог даст, таковые выйдут.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.09 23:57. Заголовок: Приветствую,уважаемы..


Приветствую,уважаемый Василий Жанович!Без Вашего деятельного участия форум совсем притих.Наконец Вы снова с нами.Слава Богу,альманах вышел...наконец дождались...с Божьей помощью...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.09 00:03. Заголовок: Да я в Москву только..


Да я в Москву только недавно вернулся. Тут уже такие перемены.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.11 06:39. Заголовок: В дополнение к матер..


В дополнение к материалам альманаха № 10 по Дружинам Святого Креста


Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.11 06:42. Заголовок: А вот еще один вариа..


А вот еще один вариант знамени.


Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.11 06:44. Заголовок: Все из журнала, пуст..


Все из журнала, пусть не покажется странным, "Безбожник" 1920-х. По ссылкам - отнюдь не ЦМВС, а из Музея истории религии и атеизма.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.11 23:09. Заголовок: :sm36: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.11 03:37. Заголовок: В советских источник..


В советских источниках по истории гражданской войны, а также в советской атеистической литературе нередко встречались упоминания о неких воинских частях на Восточном фронте, состоящих из монахов/священников/монахинь. Якобы идущих на красные части, чуть ли что не в «психические атаки» с крестом и винтовкой (интересно в какой руке сии «монахи» держали и то и другое ).
Тут можно отметить вот что.
Все монахи и священники (если речь идет, конечно, не о самочинных «попах») безусловно учитывались в епархиальных документах. В Сибири в начале ХХ века их было очень мало (сохранились ходатайства о присылке в епархии священников для приходов). Монастырей – также крайне недостаточно, монахов тоже немного (на огромную Енисейскую губернию, например, всего 4 мужских обители и 2 женских, а в Тобольской – 3 мужских обители и 4 женских). Поэтому любые «перемещения» священнослужителей по территориям епархий Востока России были бы отмечены в документах Высшего Церковного управления. И такой факт, как собрание в одном месте (допустим, для формирования воинской части) не прошел бы незамеченным.
Иное дело – действительно довольно много в Сибири оказалось беженцев из закрываемых большевиками храмов и монастырей центра России. Но, по указаниям архиепископа Омского Сильвестра (Ольшевского) все они должны были направляться на службу в сибирские приходы и в воинские части, а не в отдельные «формирования».
Ну и весьма риторически может прозвучать вопрос о том как может священник или монах стать в ряды воинской части в качестве бойца??? Только если уж будет лишен сана.
Что могло быть в реальности. Полковые священники (а они были во всех воинских частях у Колчака), конечно, могли идти в атаку. Но не в одиночку и не в составе воинской части из таких же, как они. А поднимая солдат в атаку. Убеждая их в защите Православной Веры от «безбожного Интернационала». Вдохновляя на ратные дела.
Так было в годы Великой войны и, безусловно, не могло не быть в годы войны гражданской.
Идущий в первых рядах атакующих белых солдат полковой священник, наверное, так сильно влиял на грешные души красногвардейцев, что и складывалось впечатление о многочисленных рядах «черного воинства» - духовенства, идущего в атаку. Только не в атаку «психическую», а в бой и за эти самые заблудшие, грешные души. Против «духов злобы», а не с целью захватить выгодную позицию на поле боя…


Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.11 13:05. Заголовок: Просто довольно част..


Просто довольно часто красные на самых разных направлениях (и по времени тоже) упоминают таковых.Складывается впечатление,что духовенство активно учвствовало в событиях именно военного характера (а не только духовного окормления колчаковских частей и сбора подарков и средств).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.11 13:11. Заголовок: Хочется неолько слов..


Хочется неолько слов сказать и по такому вопросу.Интересует такой момент-по различным данным в самых разнообразных частя колчаковской армии существовали иконы частей (продолжая традицию РИА).Навскидку приходят в голову икона-складень отряда Анненкова (к сожалению не знаю что на ней было изображено),икона Александра Невского,бывшая с отрядом Дутова,оборонявшего Оренбург,Табынская икона Божьей Матери,бывшая с Оренбургской армией в Голодном походе,пришедшая с армией в Семиречье,а затем и в Китай;икона Азиатской дивизии,потерянная при оступлении под Троицкосавском летом 1921 года.
В связи с этим хотелось бы обратится к коллегам с просьбой поделится информацией на эту тему.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.11 23:11. Заголовок: Да, есть по этому по..


Да, есть по этому поводу информация. Постараюсь в ближайшее время написать.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.11 21:53. Заголовок: Большое спасибо,что ..


Большое спасибо,что откликнулись,Василий Жанович!Буду ждать!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.11 04:48. Заголовок: Здравствуйте, уважае..


Здравствуйте, уважаемый Леонид Геннадиевич!
Полной информации нет, но есть отдельные сведения.
1-й Корниловскй ударный - икона Святых Фрола и Лавра (в память Лавра Георгиевича Корнилова),
2-й Корниловский ударный - икона Святого Равноапостольного Князя Владимира.
1-й Офицерский генерала Маркова полк - икона Преподобного Сергия Радонежского (память генрала Сергея Леонидовича Маркова).
Алексеевский партизанский - икона Архистратига Божия Михаила (память генерала Михаила Васильевича Алексеева, в этот Праздник всех небесных сил бесплотных - полковой праздник).
1-й стрелковый генерала Дроздовского полк (насколько я помню) тот же образ.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.11 15:39. Заголовок: Здравствуйте,уважаем..


Здравствуйте,уважаемый Василий Жанович!
Большое спасибо за информацию.Навскидку добавлю,что у 4-й батареи Марковской артбригады была икона Св.Апостола Иоанна Богослова (позднее вывезена в эмиграцию).
Особенно Восток интересует в этом смысле.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.12 02:02. Заголовок: Здравствуйте. Тут о..


Здравствуйте.
Тут очень возможно, что на Востоке формируемым частям передавались Святыни полков еще Императорской армии (сибирским стрелкам). Во всяком случае, совершенно точно, что гвардейские части в составе ВСЮР имели те же иконы, что и в РИА. То же и в отношении полков преемственно ведущих свою родословную от РИА.
Новые сформированные - нужно смотреть.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.12 11:58. Заголовок: Это вобщем предсказу..


Это вобщем предсказуемо и понятно.Интересуют в первую очередь новосформированные формирования.
А где можно посмотреть какие полковые образы были у гвардейцев?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.12 03:27. Заголовок: Иконы - полковые праздники


Можно судить, в частности, по эмиграции.
Полковые иконы сохранились в храме Святого благоверного Князя Александра Невского в Париже. Среди них: икона Преображение Господне Л.-Гв. Преображенского полка; икона Введение во Храм Пресвятой Богородицы Л.-Гв. Семеновского полка, икона Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских Чудотворца гусарского Изюмского полка.
В Русской армии, в период от Петра I до адмирала Колчака и генерала Дитерихса (последних досоветских главнокомандующих российскими вооруженными силами), основной структурной единицей (аналогичной приходу) в среде военного духовенства являлся полк (или отдельная воинская часть). Полк получал освященные на особой церемонии знамя или штандарт (в кавалерии). Со времени царствования Императора Александра III на знаменах или штандартах вышивалась икона полкового праздника или Лик Спаса Нерукотворного. Знамя или штандарт передавались из поколения в поколение и, в случае «совершенной ветхости», передавались в полковой музей, располагавшийся, нередко, при полковых храмах. Как известно, потеря знамени считалась тяжким преступлением и могла привести к незамедлительному расформированию полка.
Каждый полк имел свой полковой праздник, связанный или с днем памяти Православного святого или с определенным Церковным Праздником.
Например: Преображение Господнее Л.- Гв. у Преображенского полка, 9-го гренадерского Сибирского, 131-го пехотного Тираспольского, 7-го Сибирского стрелкового полков; Рождество Пресвятой Богородицы у 16-го уланского Новоархангельского и 17-го уланского Новомиргородского полков; Введение во Храм Пресвятой Богородицы Л.-Гв. у Семеновского полка, 207-го пехотного Новобаязетского полка; Святая Троица Л.-Гв. у Измайловского полка, 2-го гренадерского Ростовского полка, 81-го пехотного Апшеронского полка; Вознесение Господне – у 45-го пехотного Азовского полка; Покров Пресвятой Богородицы у 18-го гусарского Нежинского, 25-го пехотного Смоленского полков; Знамение Иконы Божией Матери Новгородской у 123-го пехотного Козловского полка; Владимирская Икона Божией Матери у 15-го пехотного Шлиссельбургского полка, 61-го пехотного Владимирского полка, 1-го Лейб-драгунского Московского полка; Казанская Икона Божией Матери у 39-го пехотного Томского полка, 201-го пехотного Потийского полка, 17-го Туркестанского стрелкового полка; Иверская Икона Божией Матери у 115-го пехотного Вяземского полка; Святые Первоверховные Апостолы Петр и Павел у 15-го драгунского Переяславского, 16-го драгунского Тверского, Приморского драгунского полков, 14-го пехотного Олонецкого полка; Святые Захарий и Елисавета у Кавалергардского полка, Святой Иоанн Предтеча у 17-го стрелкового полка; Святой Апостол Андрей Первозванный у 6-го сибирского стрелкового полка; Святитель Николай Чудотворец Л.-Гв. у 3-го стрелкового полка, 93-го пехотного Иркутского и 104-го пехотного Устюжского полков; Святой Великомученик и Победоносец Георгий у 14-го драгунского Малороссийского полка; Святой благоверный князь Александр Невский Л.-Гв. у Павловского полка, 11-го гренадерского Фанагорийского полка, 62-го пехотного Суздальского полка; Священномученик Мирон пресвитер Кизический Л.-Гв. у Егерского полка; Святой Пророк Самуил у 40-го пехотного Колыванского полка; Святые благоверные Константин и Елена у 7-го гренадерского Самогитского полка; Святители Московские Петр, Алексий и Иона у 65-го пехотного Московского полка; Святитель Николай Кочанный у 12-го, 13-го, 15-го, 19-го саперных батальонов; Святой Преподобный Сергий Радонежский у 17-го саперного батальона и другие примеры.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.12 23:39. Заголовок: А какие-то особеннос..


А какие-то особенности были у казачьих войск?Как соотносились иконы полковые и всего войска?Войсковая хранилась в кафедральном соборе войска,а полковые при полках?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.12 13:14. Заголовок: У каждого Войска - с..


У каждого Войска - свой Небесный Покровитель. Аксайская икона Пресвятой Богородицы - у Донского войска, Архангел Михаил - у уральцев, Николай Чудотворец - у сибиряков. Остальные войска тоже можно уточнить.
Иконы и полковые и войсковые должны были быть в походной церкви каждого полка. Но помимо войсковой иконы, конечо, в каждом полку были и свои. Причем не одна, а несколько и разных периодов (чем старше полк, тем больше у него ргалий). На время походов - брали с собой. По возвращении - могли переноситься в кафедральный собор или в полковой храм (при казармах).

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
гениальный историк


ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.19 21:43. Заголовок: Немного возвращу наш..


Немного возвращу нашу уважаемую аудиторию в прошлое из современности и вот еще один документ, связанный с пастырским служением Священномученика Сильвестра (Ольшевского) архиепископа Омского и Павлодарского.

В истории Белого движения в России тесно связаны судьбы Священномученика Сильвестра (Ольшевского) архиепископа Омского и Павлодарского и Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака. Владыка Сильвестр был духовником адмирала. Документов тех лет сохранилось не так много: несколько писем, статьи в газетах, подписанные документы. Показательно, что Колчак стремился всячески подчеркнуть духовный характер борьбы с советской властью. Сохранилось написанное Верховным Правителем обращение о целях Белого движения, которое получило одобрение архиепископа. Приводим текст этих двух примечательных документов, сохранившихся в фондах Государственного архива Российской Федерации.

В канцелярию Верховному Правителю.
9/22 декабря 1918 г.
Заслушав и обсудив проект обращения Верховного Правителя к населению России, Высшее Временное Церковное Управление с восторгом приветствует в Верховном Правителе святое чувство любви к нашей больной Родине, которая призывается к оздоровлению на началах правопорядка, законности, уважения к личности и свободе каждого гражданина, согретых пламенной молитвой к Богу.
Со своей стороны Высшее Временное Церковное Управление долг имеет довести до сведения Верховного Правителя, что и от имени Церкви готовится соответственное воззвание к гражданам России, как православным чадам Церкви, которые идеалы духовного возрождения должны сделать основой крепости Государственного строительства.
Председатель Высшего Временного
Церковного Управления Архиепископ Сильвестр
Вр. и. о. Секретарь Вас. Тризостов.
ГА РФ. Ф. 176. Оп.4. Д. 9. Л. 62.

Воззвание:
Граждане – сыны земли Русской!
К Вам мое слово, - к Вам, горячо любящим свою Родину и искренно желающим оказать ей помощь в деле возрождения и укрепления правопорядка и спокойствия на всем пространстве нашего обширного Отечества.
Вот уже пять лет страдаем мы от внешней и внутренней войны, которая довела нашу Родину до разорения и распада; наше Государство теперь распалось на отдельные области и правительства: центра власти не стало, появились правительства на окраинах и в разных областях России.
Распавшись на отдельные части, наша Родина страдает от внутренней разрухи во всех отраслях государственной жизни; эта разруха усилилась партийной рознью между русскими гражданами, стремящимися не к общему благу для Родины, а часто к захвату власти по побуждению партийного превосходства и из-за партийных интересов.
Как война, так и общественная разруха легли тяжелым бременем на всю нашу Родину. Народ страдает. Нет ни одной семьи, которая не переживала бы горя в настоящее время, и на словах трудно выразить всю тяжесть переживаемого нами с великим трудом времени, еще не бывалого на Руси Святой.
Но Русь, много раз уже страдавшая и перенесшая времена лихолетья, не может погибнуть, не может потерять великой силы государственной жизни.
Если когда, то теперь надо воспрянуть духом, надо забыть все личные и партийные счеты и интересы; надо всем не за страх только, а по совести заняться строительством земли Русской. Все русские люди, искренне любящие свою Родину, должны подняться и стать на защиту интересов нашей государственной жизни, оздоровить ее, укрепить в ней порядок, законность, уважение к личности и свободе каждого христианина.
В этом стремлении должны слиться все, кто бы чем ни занимался, кто бы над чем не трудился; все, как один, и один, как все, пусть несут свои силы на алтарь Отечества, которое требует от нас великих жертв для своего спасения.
К такой общей и деятельной работе призываю всех сынов дорогой нашей России. И я, получивший от Совета министров власть Верховного Правителя, верю, что в этой работе нас не оставит Господь Всевышний. И с помощью Его мы увидим нашу исстрадавшуюся Родину обновленной и укорененной на началах здоровой государственной жизни.
Будем же укреплять себя частым молитвенным обращением за помощью к Престолу Всевышнего, всесильная помощь Которого, да сохранит Россию на верном пути к лучшей и светлой жизни.
Бог нам всем в помощь!
Верховный Правитель адмирал Колчак.

ГА РФ. Ф. 176. Оп.4. Д. 9. Л. 63-64.

Не в силе Бог, а в Правде Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 50
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет